© 2001 - 2017
Компания "Процесс Консалтинг"
Материалы, представленные на сайте, являются собственностью компании Процесс Консалтинг.

Программа курса "Введение в социальное проектирование"

Программа межфакультетского курса
Московской высшей школы социальных и экономических наук
«ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ»

Преподаватели: А.И. Кузьмин, В.П.Балакирев

Цель курса: ознакомление слушателей с практическими основами оценки программ и проектов.

Задачи курса: ознакомление слушателей с истоками и эволюцией оценки программ как особого вида деятельности; местом оценки программ в системе управления программами и проектами; методами и стандартами оценки программ.

Продолжительность курса: 12 час.

Содержание курса

Тема 1. Истоки и эволюция оценки программ (2 часа)
Предмет и задачи курса "Оценка эффективности программ и проектов". Определение понятий «программа» и «проект». Краткий обзор цикла проектирования. Понятие "оценки программ" и его определения. Отличие оценки программ от экспертизы. Сходство и отличия оценки программ и научного исследования. Место оценки в системе управления программой. Эволюция и виды оценки программ. Формирующая и итоговая оценка. Мониторинг программ как один из видов оценки. Оценка, ориентированная на практическое использование.

Тема 2. Постановка задачи и планирование оценки (2 часа).

Обзор этапов проведения оценки:
1) Появление потребности в информации для принятия решения.
2) Постановка задачи.
3) Планирование оценки.
4) Сбор данных.
5) Анализ данных.
6) Документирование результатов оценки - подготовка отчета.
7) «Обратная связь» по результатам оценки.
8) Принятие решения. Практическое использование результатов оценки.

Ролевые позиции участников оценки: «заказчик», «консультант-оценщик», «объект оценки», «заинтересованные лица».  Определение основных и потенциальных пользователей и цели оценки. Выстраивание взаимоотношений между участниками процесса оценки на этапе постановки задачи. Ответственность консультанта-оценщика. Формирование вопросов, на которые надлежит ответить в ходе оценки. Признаки хорошего вопроса. Возможные ошибки при постановке вопросов и их последствия.

Структура задания на проведение оценки. Выбор методов и разработка инструментария оценки. Определение объема работ и формирование графика проведения оценки.

Тема 3. Методы сбора данных (3 часа)

Классификация и обзор методов сбора информации, используемых при проведении оценки программ: интервью, анкетирование, наблюдение, изучение документации.
Количественные и качественные методы. Выборка. Триангуляция.
Оптимизация методологии проведения оценки. Смешанные методы: формирование инструментария оценки в соответствии с целями, задачами, особенностями программы и существующими ограничениями.
Практические примеры использования различных методов сбора данных и рекомендации по их применению при проведении внешней, внутренней и само-оценки.

Тема 4. Анализ данных (3 часа)

Основные принципы анализа данных. Цикл анализа: факты-интерпретации-выводы-рекомендации. Особенности анализа качественных и количественных данных. Формирование и проверка гипотез. Анализ логики программы. Иерархия целей. Модель программы (деятельность, результат, механизм, контекст). Определение объема данных, достаточного для вынесения суждения. Сложные ситуации при анализе данных. Mini - case studies.

Тема 5. Документирование результатов оценки и «обратная связь» (1 час)

Написание отчета, ориентированного на пользователя. Общая структура отчета: титульный лист, содержание, аннотация, результаты оценки, выводы и рекомендации, заключение, приложения. Как излагать свои мысли в письменной форме. Язык отчета. Использование «плотного» описания: демистификация термина. Логика изложения. Разделение текста на абзацы. Графическое оформление отчета. Типичные ошибки при написании отчетов.

Закономерности восприятия результатов оценки. Источники сопротивления. Принципы построения и осуществления «обратной связи», ориентированной на поддержку и развитие. Работа с сопротивлением. Типичные ошибки. Особенности «обратной связи» при проведении внутренней оценки и самооценки.  

Тема 6. Оценка как профессиональная деятельность (1 час)

Стандарты и базовые принципы оценки программ как правила принятия решений в сложных и значимых ситуациях. Прецедентный подход к формированию стандартов и принципов. Формирование стандартов и базовых принципов как достижение консенсуса в профессиональном сообществе.
Состояние и перспективы развития оценки программ как научной дисциплины и профессии в мире и в России. Профессиональные объединения в области оценки программ. Интернет-ресурсы по оценке. Возможности для профессионального роста.


Рекомендуемая литература

"Оценка программ: методология и практика" под ред. А.Кузьмина, Р.О'Салливан и Н.Кошелевой - М. Престо-РК, 2009
Бесплатная электронная версия: http://eval-net.org/index.php?id=71

В таком формате данный курс читается впервые

К началу страницы